Поиск

Реклама


Хромирование коленчатых валов.
Для восстановления хромированием коленчатых валов возвратно-струйным методом разработана специальная установка (см. рис. 40). На установке производятся все операции промывки, анодное травление в смеси кислот и хромирование одновременно всех шеек коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130. Блок возвратно-струйных ячеек, распределитель, система трубопроводов и дистанционно управляемых кранов, емкости для электролитов и растворов, насосные агрегаты к ним объединены в одну установку, расположенную в цехе. Холодильный агрегат, теплообменник, источник тока и блок контакторов для реверса находятся в агрегатном помещении. Производительность установки при наращивании слоя хрома 0,4 мм составляет 5 валов за смену. Установка для безванного возвратно-струйного хромирования цилиндров и коленчатых валов отражают одно из прогрессивных направлений механизации процесса твердого хромирования. Следует ожидать в дальнейшем развития такого типа установок для массового и серийного производства. Такого типа установки могут быть применены и при горячих электролитах, в связи с чем отпадает необходимость в оборудовании для электрохимического травления деталей и в холодильном агрегате. Однако поскольку при этом уменьшается производительность оборудования, выбор технологии хромирования должен в каждом случае обосновываться соответствующим технико-экономическим анализом.

Восстановленные хромированные валы в два-три раза более износостойки, чем валы серийного производства. Что касается предела усталости хромированных коленчатых валов, то имеются данные, что у валов из высокопрочного чугуна предел усталости не ниже, чем у валов перешлифованных на очередной ремонтный размер (если хромировалась только цилиндрическая часть). Хромирование проводилось в холодном электролите слоем 0,3 мм (после шлифования) при ik =120 А/дм2,t = 20÷25°С. При хромировании также и галтельного перехода (концентратора напряжений) наблюдалось некоторое снижение предела усталости (на 5 МПа) [А. И. Муравьев].

Практический интерес представляет возможность местного хромирования шеек па длинных валах. Оно может быть осуществлено, но упрощенной схеме, когда хромируемая шейка располагается под ванной, в которую самотеком стекает электролит из рабочей ячейки, с анодом, окружающим хромируемый участок вала. Электролит универсальный, ik = 50÷60 А/дм2, t = 50÷55°С. Электролит подается в рабочую ячейку из ванны насосом. Более совершенным методом является устройство герметизированной рабочей ячейки, в которой создается непрерывный проток электролита [34]. Такое устройство позволяет применить высокие плотности тока. Хромирование производится в электролите, г/л: хромовый ангидрид — 200—300; серная кислота — 5—7. Режим: ik = 50÷200 А/дм2. t = 55°С. При ik = 100 А/дм2, t = 65°С, скорость протока 20—150 см/с, межэлектродное расстояние 10—30 мм. 

На Пермском моторостроительном заводе применено проточное хромирование валов турбин для восстановления посадочных мест с нанесением слоя хрома не менее 0,1 мм. Хромирование производится в электролите, г/л: хромовый ангидрид — 200—250; серная кислота — 4—6. Режим: iк = 80÷120 А/д.м2, межэлектродное расстояние 3 мм. Анод из сплава свинца с оловом (10%) и сурьмой (4—6%). Материал приспособлений: оргстекло, титан, уплотнения из вакуумной резины и резины ИРП-1237, выпрямитель ВАКГР 12/6-600, насос ЯНЗ-ЭЭ-25м. Распределительный коллектор с гуммированными вентилями, трубы из титанового сплава и гибкие шланги из прорезиненных тканей с протянутой внутри хлорвиниловой трубой.